Я не люблю крафт в играх. В большинстве случаев мне проще добыть деньги каким-то иным способом (извести под корень мобов из десятка подземелий, например), и заплатить жадным торговцам пусть даже вдвое, но не долбить самой слитки\шкуры\деревяшки и не варить супы из откопанных в сырой земле кореньев и жуков. Исключений пока мне встречалось два. Первое - FFXIV, где крафт превращен в довольно сложную мини-игру, плюс каждый сам по себе - отдельная профессия. Второе -
My Time At Portia, игра про жизнь крафтера (столяра, кузнеца, стеклодува, на-все-руки-мастера) в маленьком городе. Крафт как искусство, с кучей материалов, машин, аккуратно занесенных в книжечку схем. Ты можешь сделать все, что угодно! И даже более того.
Первое, что приходит на ум, когда знакомишься с Портией - Stardew Valley. В SV нашему герою (или героине) от дедушки доставалась старенькая ферма и заросший сорняками большой участок на помидоры. В Портии нашему герою (или героине) от папы достается, натурально, сарай, с дырками в полу и заколоченными окнами, плюс шесть соток земли, обнесенных кривым заборчиком. И вот эту разруху нам предстоит превратить в "мастерскую". В мире Портии есть много способов заработать на жизнь, но нам, как мало что умеющему новичку, будет руководством папино наследство - книга со схемами, руководство строителя, Builder-a. Строители-крафтеры в здешнем сообществе - уважаемые и незаменимые люди, на кусок хлеба с сыром и ветчиной хватит стопроцентно. Но потрудиться ой как придется.
А вот МЕНЯ - назовут "Макларен - строитель мостов" !
Придется строить множество машин-станков - плавильные печи, аппараты для резки металла, для дубления шкур, миксеры, прессы. Придется истреблять пушистых лам ради меха и костей, жуков ради яда, летучих мышей ради крыльев. Придется собирать кучу материалов по окрестностям: рубить деревья, собирать фрукты и смолу, долбить киркой скалы. Придется лазить по местным руинам в поисках руды и артефактов - а потом еще и по другим, более опасным и населенным монстрами, лабиринтам, в поисках более редких "деталей для сборки". А вы думали, жизнь крафтера тиха и спокойна, продал редкий лук на +15 и сидишь, чешешь репу? Ага, как же.
Жизнь в маленьком уютном городке, среди коров и запаха хлеба из соседней пекарни, изящно вписана разработчиками в один из моих любимых сеттингов. А именно - постапокалипсис.
Именно. Мир Портии - мир после того, как цивилизация (если не наша с вами, то крайне похожая) успешно сама себя кирдыкнула. От нее остались старые заросшие мхом постройки, наполовину ушедшие в землю автомобили, артефакты малопонятного назначения - какие-то еще можно заставить работать, а от каких-то проку уже никогда не будет. Осталась история - люди, попрятавшиеся по бункерам, три века тьмы, весьма похожей на ядерную зиму; и лишь сто (или около того) лет назад солнце наконец-то вернулось. Осталось постепенно приходящее понимание: все эти смешные монстры, все эти разбросанные далеко друг от друга городки на полном самообеспечении, они ведь отнюдь не от хорошей жизни. И люди, упорно пытающиеся возродить цивилизацию. И церковь Света, которая активно выступает против использования всех найденных в руинах артефактов - из страха, что катастрофа может повториться.
(На практике это выражается, например, в том, что за стрельбу из свежесобранного ружья Triple Barrel Snakebite священник отец Ли и его помощница Нора выдают минус двадцать friendship points. Что не страшно и поправимо. Ружье важнее!)
Жизнь в Портии немного напоминает этакого даркового Миядзаки: отзвуки недавно прошедшей войны с империей Дувос, еще не искоренившийся ужас перед Эпохой Мрака, упоминание Периферий, где бродят зверюги уровня явно так сотого - не чета здешним кроликам и крысам... и при этом - уют и сказочность. Плохо сочетается? Отлично сочетается. Портия, город, выстроенный на развалинах старой цивилизации, где ты знаешь в лицо каждого жителя, где каждый житель проводит день не просто торча за стойкой магазина или нарезая круги по улице, а по какому-то собственному разумению. По воскресеньям мэр проводит собрания на площади с фонтаном; булочница Марта и портниха Кэрол по утрам делают зарядку под Деревом Желаний; дети ходят в школу; Civil Corps, здешняя полиция и охрана руин, патрулирует окрестности; кто-то рыбачит, кто-то тренируется в фехтовании, кто-то читает газету на скамеечке. Место, куда хочется возвращаться.
И маленькая сараюшка, оставленная отцом, уже довольно скоро становится настоящим домом. (Да, ее можно и обставлять мебелью, кууучей всякой мебели, и увеличивать, и докупать землю, чтобы хватило места на огромный двор!). Можно познакомиться со здешней толстой кошкой, и она переселится к вам жить. Можно завести верховую лошадь - или, если вы тяготеете к экзотике, построить клетку-ловушку и поймать на приманку ламу; не очень легко, но дело того стоит. Прочие farm animals (куры, овцы) - как по мне, бессмысленны, но если вам нравится...
Желающие могут еще и увлечься огородничеством. Есть как съедобные продукты (капуста, абрикосы), так и то, что потом пригодится все для того же крафта (хлопок, радужные цветы, дающие разноцветный пигмент). А в речке и на море можно ловить рыбу! И выпускать ее потом в свой личный аквариум. Или скармливать кошке.
Так же, как и Stardew Valley, Портия не только про "жизнь фермера", а еще и про дружбомагию. Во многих смыслах. Со всеми (за исключением вашего извечного соперника Хиггинса, но и у него бывают светлые моменты) обитателями города можно подружиться - и в большинстве случаев это принесет какие-либо преимущества. Вы получите плюс к атаке, или скидку в магазине, или маленький подарок, который придет по почте. Радует, что набранные "очки" не уменьшаются со временем: один раз друзья - на всю жизнь друзья!
Разумеется, любовь тоже не забыта. Тут кандидатов меньше: автоматом убраны замужние-женатые, дети, плюс те, кто намного старше нашего ГГ-подростка. И прямоходящий медведь Papa Bear (простите, фурри). Но даже так потенциальных желающих на "пока смерть не разлучит вас" довольно много, как девушек, так и парней. Комбинировать можно вольно, в постапокалиптическом мире будущего никто не запрещает однополые браки. И разводиться, кстати, тоже, если вы вдруг передумали.
И если вы подумали, что жители Портии отличаются лишь внешностью (и, возможно, галочкой "доступен для романса", тут же раздумайте обратно. Совсем нет. Как уже было сказано - каждый из них уникален, у многих (сейчас не у всех, но это Early Access, в будущем - у всех) есть цепочка личных квестов, раскрывающих характер, у всех есть интереснейшие диалоги в количестве и целая полноценная история.
В Портии всегда есть, чем заняться. Длиннейшая линия основного квеста (что мне нравится - тут мы не просто "существуем", как в SV; тут мы активно меняем мир, и саму Портию, и ее окрестности, и влияем даже на отношения между городами, и все это видно), множество квестов побочных, сезонные праздники и ивенты, подземелья для всех уровней игроков, обустройство собственного особняка, развитие отношений с персонажами, сбор артефактов по кусочкам, как паззл (их - много), апгрейды брони и оружия, мини-игры... Перечислять можно долго. И да, оно затягивает. Портия у меня уже набрала больше часов, чем собственно Stardew, и чую я, этим побитием рекорда дело не ограничится.
В последнем апдейте разработчики добавили собаку, вторую верховую ламу, пещеру с привидениями, гонки на лошадях, новый остров и кучу всего прочего. И эти апдейты идут постоянно! И это только ранний доступ! Кстати, я была одним из кикстартер-бэкеров проекта - и ни капли не пожалела, вот ни на секундочку.