Английские детективы: кто-то пропадает\появляется в виде хладного трупа\подвергается насилию\etc. Начинается расследование, в дело вступает полиция, нам описывают полицию, у полиции (поскольку они тоже люди) свои проблемы, семьи, заморочки, начальство, сюжет кружится, выписывает петли и узлы, в итоге приходит к финалу. Иногда в процессе появляется второй труп\исчезнувший\жертва, иногда - совсем редко - третий, это уже наикрайнейший случай, мы же не звери какие-нибудь. Мотивом могут оказаться деньги, дети, женщины, мужчины, ревность, месть, любые другие человеческие стремления по выбору. Преступником оказывается кто-то, кого мы, скорее всего, знали с самого начала, ну, может, с середины - как и положено. Полиция задумчиво курит, глядя на туманы над проливом. По Темзе проплывает намек на продолжение. Люблю английские детективы.
Скандинавские детективы (тут все знающие понимающе ухмыльнулись): появляется труп. Прямо в прологе нам со вкусом описывают свисающие с дерева кишки. Появляется второй труп, третий, четвертый; если кого-то при этом просто расчленили, затравили дикими гиенами и закопали в тухлой редиске - он дешево отделался, потому что скандинавские убийцы подходят к делу с воображением. Любой средневековый палач, познакомившись со скандинавским убийцей, заплакал бы и ушел в монастырь, поняв свою профессиональную непригодность. Появляется пятый труп. К этому моменту на сцену выходит главный герой (или героиня), далее ГГ. ГГ курит, пьет, в депрессии, периодически пытается самоубиться. Все, что может вывести ГГ из желания в очередной раз прыгнуть с крыши - это работа, то есть звонок "слушай, бро, там опять кого-то прикончили, нужен твой хэлп!", желательно - в два часа ночи. Если у ГГ есть семья, на втором предложении читатель начинает сочувствовать семье, потому что более ужасного партнера представить невозможно. Даже скандинавский убийца, по крайней мере, обычно женат только на своем кровавом хобби и не абьюзит детей и жену\мужа. Главный герой вникает в дело, ходит кругами, курит, думает о своей тяжелой жизни и тяжелом прошлом, игнорирует семью, где-то на заднем плане машут свидетельствами о вскрытии шестой и седьмой трупы. Скандинавская полиция теряет терпение, пистолеты, важные документы и бутерброды с треской. Трупе на десятом главный герой наконец раскрывает дело. Мотив убийцы: Я МАНЬЯК. Все, точка. В скандинавских детективах нет убийств из-за денег, из-за ревности, из-за желания скрыть какие-то махинации, из-за шантажа, из-за... да миллион причин. Там только маньяки, и по мелочам они не размениваются. Поэтому в финале маньяк обычно гибнет, наступив на банановую кожуру со взрывчаткой: не сажать же его в комфортабельную скандинавскую тюрьму, верно?
(Иногда мне кажется, что авторы делают это в корыстных целях уменьшить поток иммигрантов в свою страну. Так почитаешь и подумаешь, что лучше поехать в Австралию, где, как известно, из безопасных животных - "некоторые овцы". Зато, возможно, есть адекватные
Нет, я не знаю, зачем я это дочитывала. То есть знаю. Потому что оно все равно было, а читаю я быстро. Whatever.
Положу сюда свои рекомендации хороших английских детективов, раз уж все равно речь пошла о.
Тана Френч - "Ночь длиною в жизнь", "Рассветная бухта", "Тень за спиной", "Тайное место". ("В лесной чаще" и "Мертвые возвращаются" - НЕ рекомендую, особенно вторую, конечно, дело ваше, но - warning warning.)
И Кара Хантер, цикл про инспектора Адама Фаули, четыре книги, тут без исключений.
А скандинавские... нет. Nope. This is just not my cup of... fish soup.