long-forgotten stories are revealed to those who travel through the woods
Ветер в кронах заплакал, берег темен и пуст. Поднимается якорь, продолжается путь. И бродягою прежним, волн хозяин и раб, К мысу Доброй Надежды ты ведешь свой корабль... (О. Ладыженский)
I can't decide whether you should live or die Oh, you'll probably go to heaven, please don't hang your head and cry No wonder why my heart feels dead inside It's cold and hard and petrified Lock the doors and close the blinds - we're going for a ride! (Scissor Sisters)
Безумный марафон "убей одноклассника, прежде чем он убьет тебя, и сумей свалить вину на другого" продолжается, главный режиссер, постановщик и сценарист всего безобразия - плюшевый медведь Монокума, обладатель крайне черного юмора и крайне садистских наклонностей! Иначе говоря, с нами - продолжение всеми любимой Danganronpa: Trigger Happy Havoc. Вторая часть. Danganronpa 2: Goodbye Despair. Действительно ли мы скажем отчаянию "Прощай"? Или это отчаяние скажет "Прощай" невольным жертвам хитрого плана Монокумы, окончательно победив остатки надежды? Решать только вам!
Сюжет здесь, как и в первой игре, крутится вокруг супер-гипер-элитной академии Hope's Peak, Пик Надежды. Наш юный герой, спортсмен, комсомолец, умник в галстуке, отличник и все такое, а для друзей просто Хаджиме Хината, притопав на занятие в первый школьный день, обнаружил, что дверь в класс за ним захлопнулась - и не открывается, в классе еще пятнадцать человек, которые не помнят, как сюда попали (вроде бы только что стояли перед воротами академии - но по лестнице не поднимались, внутрь не заходили), а на кафедре перед ними распинается... нет, не Монокума, а розовая плюшевая зайчиха Усами, которая радостно сообщает, что занятий в ближайшее время не планируется, а планируются, по списку: пляж, солнце, море, пальмы, бананы и прочая чунга-чанга в ассортименте. И тут, как в мечте двоечника на контрольной, стены класса распадаются - и вокруг, вуаля, тот самый солнечный тропический остров. Святые макароны, что вообще происходит?!
Лето, море, солнце и убийства в ассортиментеПроисходит, как обычно в Danganronpa - форменное безумие. Но остров, как выясняется, настоящий. И стоит беднягам лишь немножко и осторожно поверить в привалившее им вместо учебного года счастье, как, разумеется, с неба валится наш старый знакомец Монокума, строит всех по линейке, переделывает несчастную Усами на живую нитку в свою подчиненную Мономи и объявляет райский остров своей собственностью. А, как нам известно, где появляется Монокума - там добра не жди, там тут же начинается развлечение "на свободу выйдет лишь тот, кто убьет другого", с опциональными плюшками и стимулами для особо упрямых и не желающих убивать. После убийства нам дается некоторое время для расследования дела и осмотра места преступления, а потом - суд. На котором, если преступнику удастся свалить вину на другого - он, таки да, выйдет на свободу, а все остальные умрут. Но, если убийца будет совместными усилиями класса назван правильно - он будет казнен Монокумой, а все прочие останутся жить в тропической "тюрьме"... до следующего убийства. Ничего себе перспектива, да?
Традиционно, опенинг. Один из. Стебно-юмористический вариант.
Как и в первой части, игру можно разделить на несколько, хм, элементов. Собственно сюжет-визуальная-новелла, где происходят основные события, Daily Life, где мы можем проводить часы с приглянувшимися товарищами, даря им предметы, беседуя о жизни и получая в награду Hope Shards (соберете все - будет вам стим-ачивка, новый скилл, который, возможно, пригодится в суде, и бесполезный, но забавный предмет в инвентори) и Deadly Life - этот режим автоматически стартует после убийства, давая нам возможность вволю пообнюхивать лужи крови на полу, разбросанные в беспорядке биты, молотки и ножи, странные следы на потолке и вентиляционное отверстие, откуда мог просочиться убийца. (Кстати, кровь здесь ядрено-розового цвета; вообще нарочито-несерьезно-комиксный визуальный стиль Данганронпы сохранен в полном объеме. И вся эта несерьезность, эффект "кукольного театра", приправленный шуточками Монокумы, очень продуманно контрастирует с сюжетом - потому что убийства-то настоящие, как и противостояние отчаяния и надежды, Hope vs Despair, who will win?)
А после Deadly Life начинается суд. Пожалуй, самое интересное время игры.
В суде участвуют все (те, кому повезло выжить, конечно) одноклассники. Мои любимые эпизоды - это Nonstop Debate, когда толпа народу говорит наперебой, и нам, то есть Хаджиме Хинате, надо выбрать меткую пулю-аргумент и выбить ей "слабое звено" в цепи рассуждений. Тогда Хаджиме кричит OBJECTION!, ой, то есть, не совсем, ну в общем, COUNTER!, и суд движется дальше.
Но это было и в первой части. А что добавили? Добавили, к примеру, Rebuttal Showdown - это "дуэли" с одним-единственным противником на шпагах, то есть на словах, когда вам надо сначала "разбить" его доводы умелыми взмахами... эммм... логики? На самом деле клавиатурой, ну или тачпадом на "вите". А потом такой же меткой пулей снести хлипкий аргумент. Поначалу сложновато, потом намастрячиваешься. Еще добавили замечательную гонку-на-скейтборде-по-нейронной-сети - Logic Dive. Нетрудную и красивую.
Зато, видимо - для баланса, разработчики жутко усложнили Hangman's Gambit, то есть словесную "виселицу", превратив его в Improved Hangman's Gambit (мда). Если раньше надо было написать, к примеру, слово "Sword" (при этом буква "S" уже была известна, а остальные было легко поймать), теперь от нас требуется "угадать, что имели в виду создатели" - сложить из букв три длинных слова, пока нужные буквы летают по экрану, как упоротые истребители, стараясь столкнуться друг с другом. При столкновении, кстати, у героя отнимается и так маленькое здоровье. Чую, в следующей игре буквы начнут уворачиваться от мышки и кусаться. Аааа! Ну кто так делает?!
Но все равно суды прекрасны. Деталь за деталью складывается паззл, ниточка за ниточкой разматывается клубок, приводя к шокирующим и зачастую неожиданным результатам. Danganronpa можно использовать как учебник для юных и не очень детективов: именно так, постепенно, надо решать любые загадки. Кстати, сами загадки стали на порядок сложнее: первое дело второй части, которое, по всем ожиданиям, должно быть "туториалом", по сложности с легкостью переплевывает почти все дела первой игры. Не зря теперь посередине каждого суда делается перерыв - на "подумать" и сохраниться. Впрочем, сохраняться можно и в процессе; другое дело, что в азарте судебного боя зачастую забываешь.
Но не думайте, что игра - это просто сборник историй "расследуй убийство", совсем нет. Danganronpa 2, как и ее предшественница - это прежде всего сюжет, и тут он замечателен, без дураков. Сюжет скрепляет стальными болтами мосты между островами Архипелага Бармаглота, сюжет несет вас дальше могучей приливной волной, сюжет выворачивает такие кульбиты, которых уж точно никто и никогда не ожидал - и одновременно понимаешь, что были, были намеки, но ах, черт... Здорово, просто здорово. Кстати, если вы решите-таки с игрой ознакомиться - посоветую все же для начала попробовать первую часть, благо она есть в Steam. Нет, без знания первой части вы ничего не пропустите - но, пройдя ее, получите вдвое больше удовольствия, улавливая многочисленные отсылки и ироничные подколки от Монокумы и остальных персонажей! А уж сколько будет радости, когда... Нет, нет, молчу.
Добавилось много дополнительных функций: к примеру, мы можем вырастить бесполезного и бестолкового, но забавного тамагочи. В числе возможных вариантов питомца - Мономи или же сам Монокума! Теперь у нас есть даже карта, по которой можно быстро перемещаться. Можно и медленно - если вы хотите полюбоваться на картинку "Хаджиме, вид сбоку". А после окончания основного сюжета можно расслабиться и попробовать наладить отношения со всеми окружающими в Island Mode - режиме "альтернативное будущее", где Монокума так и не появился на острове, и "мир-дружба-жвачка" продолжались до упора. А для фанатов оригинальных сэйю - можно выбрать японскую озвучку в пару к английским субтитрам (я фанат, я выбрала, было круто, рекомендую).
Кстати - какие тут персонажи! Яркие, запоминающиеся, живые и искренние. Ведь в академию Hope's Peak принимают лишь лучших из лучших - то есть самых супер-дупер-лучших! (В английском варианте - Ultimates.) Лучший Тренер, Лучший Механик, Лучшая Гимнастка, Лучший Фотограф... Среди наших одноклассников есть даже Лучший Якудза, сын и внук мафиози, и Лучшая Принцесса, самая настоящая принцесса маленькой европейской страны. Протагонистом первой игры был Макото Наэги, Лучший из Удачливых, выигравший право учиться в академии в лотерею. Справедливо ожидать, что и тут будет так же... но, сюрприз-сюрприз, внезапно Удачливым оказывается один из наших одноклассников, Нагито Комаэда. А Хаджиме Хината почему-то не помнит свой Лучший талант, и товарищи ничем не могут ему помочь. Еще одна тайна? Сколько же их, этих тайн, скрывает загадочный остров?
Правильный ответ - много. И разгадывать их мы будем долго - более тридцати часов геймплея, ближе к сорока, пожалуй. Вторая часть, как по мне, несколько "темнее" первой. Нам покажут печаль, боль, грусть, одиночество и тоску. Извечное противостояние Надежды и Отчаяния раз за разом бросит игрока в пучину отчаяния. Но... никогда нельзя терять надежду, даже когда впереди лишь тьма. Никогда нельзя сдаваться. Если вам предлагают два варианта, и оба одинаково плохи - всегда выбирайте третий. И не верьте черно-белым плюшевым медведям!
Но гулякой беспутным из ночной немоты, Смят прозрением смутным, не откликнешься ты — Где-то, призраком бледным, в черноте воронья, Умирает последней безнадежность твоя.