"Jill: He kills people for a living.
Jamie: Jill, please. You make me sound like a savage. It would be like me saying that you get people drunk for a living. It's not wrong, but there are better ways of saying stuff like that."Время действия: 2070 год плюс сколько-то там еще лет. Место действия: Glitch City, город киберпанкового будущего, где по улицам, помимо простых людей, ходят андроиды-Лилим, почти неотличимые от хомосапиенсов, разумные собаки, мутанты Cat Boomers и местные "полицейские защитники", Белые Рыцари, в полных боевых доспехах (а иногда попадаются даже мозги в самодвижущихся колбах). Наномашины в крови, мегакорпорации, правящие миром, загрязненный воздух, киберпротезы, субпродукты и химикаты. Обычное дело.
И тут, казалось бы, выйти на сцену кому-то этакому - скажем, взбунтовавшемуся Рыцарю, или супер-секретному агенту под прикрытием, или сбежавшему андроиду, и устроить красивый экшен или РПГ с множеством эффектных сцен и роликов... Но нет. Наша история развернется в том месте, мимо которого герой подобной игры пробежал бы не глядя (мол, так, бэкграунд - чего смотреть!) - в маленьком баре, расположенном в не самой престижной части города. Бар называется
VA-11 HALL-A, или попросту Valhalla, Вальгалла. Так же называется и игра.
"8 out of 10 smug assholes would recommend it, but they're too busy being smug assholes" (c)Наша главная героиня, Джилл, работает в нем барменом. И, разумеется, у Джилл нет времени на всякие глупые эскапады, которыми заняты секретные агенты или сбегающие андроиды - ей надо смешивать напитки, беседовать с посетителями, приходить на работу вовремя, выплачивать долги за квартиру и электричество, кормить своего кота... Small people may have small lives, but they matter nevertheless. А по мере того, как разворачивается сюжет "Вальгаллы", начинаешь понимать, что история, рассказанная с точки зрения "за стойкой бара", может быть не менее интересна, чем рассказанная с точки зрения "я бегу с пистолетом и весь такой главный герой". Честное слово. Главное - подача, а тут она действительно потрясающая.

VA-11 HALL-A - что она собой представляет как жанр? Визуальную новеллу? В какой-то степени; но диалоговых выборов тут нет. Весь геймплей сводится к "симулятору бармена" (собственно, "подзаголовок" игры - Cyberpunk Bartender Action - это полностью отражает). Мы выслушиваем заказ; иногда четкий и ясный, иногда что-то вроде "что-нибудь сладкое и безалкогольное", иногда "мне как обычно", иногда вообще маловменяемый - и принимаемся за работу. Сама работа предельно элементарная - рецепты коктейлей всегда перед глазами, клик мышкой туда, клик сюда, все ингредиенты в шейкер, готово, ваш заказ, пожалуйста. Вроде бы с первого взгляда все просто, и ничем не отличается от "кинетической новеллы", когда мы просто прощелкиваем текст страницу за страницей, словно листаем книгу, приходя в итоге к одному-единственному финалу...
...Только, знаете, в VA-11 HALL-A далеко не одна концовка.
И далеко не одна тайна, которую вы можете раскрыть в процессе игры. Можете и не раскрыть.

Знаете ли вы, что вовремя поданный правильный напиток может изменить чью-то жизнь? А ведь это правда. И, если вдуматься, тот бородатый анекдот про смысл жизни и переданную солонку становится вовсе даже и не анекдотом. В маленьком баре в не самой престижной части города сплетаются десятки самых разных судеб: люди, Лилим, собаки, мужчины и женщины; у всех свои проблемы, радости и горести, секреты и скелеты в шкафах (впрочем, учитывая киберпанковый сеттинг... наверное, стоит сказать - в сейфах). Ни про кого нельзя сказать, что он прост и однозначен. И, конечно, менее всего - про Джилл.
Джилл - одна из тех главных героинь, в которых влюбляешься с первого взгляда, с которой очень легко ощутить единение. Упрямая одиночка, обитающая в маленькой квартирке на пару с котом по имени Фор (когда никого из гостей дома нет, она с этим котом разговаривает... что? а вы с котами не разговариваете? как вы вообще живете-то?), с первого взгляда она - этакий невозмутимый и повидавший многое бармен, сохраняющий покерфейс почти в любой ситуации. Но стоит познакомиться с ней поближе - и понимаешь, какой она может быть милой и ехидной, и за что ее так любят ее друзья: "супербосс", хозяйка бара Дана Зэйн, красотка-блондинка-хакерша Альма, милашка-по-вызову Дороти, коллега-бармен Джиллиан (да, когда их зовут хором, этим ребятам сложно (не) откликаться). И, конечно же, у Джилл тоже есть свои секреты - о которых будет поведано в свой черед.

Там, где нет супер-экшена и почти не меняется место действия (бар - заднее крыльцо бара - квартира Джилл), VA-11 HALL-A берет персонажами. Перед нами, стоящими за стойкой, проплывает множество лиц - и небольшое количество алкоголя плюс уют "Вальгаллы", конечно же, вызывает их на разговор. Одна из обязанностей бармена - слушать и поддерживать беседу, а каждая из бесед тянет за собой следующую... И понемногу перед нами складывается, как из кусочков - нет, не мозаики, а скорее из осколков стеклянных бутылок в поблескивающих бензином лужах, из жестяных обломков банок кока-колы на асфальте - картина Glitch City, нашего города, как он есть, без прикрас, не идеального, не лучшего, но и не худшего города на земле, "нам здесь жить", как сказали другие умные люди по другому (но схожему) поводу, и они были правы.
Нам, им... Всем. Все герои здесь настолько реальны, что через пару часов понимаешь: они больше не воспринимаются как "герои". Они воспринимаются как "люди". Как "завсегдатаи заведения". В них веришь окончательно и бесповоротно. Каждый посетитель, от бесцеремонного главного редактора здешней интернет-газеты до мальчишки-посыльного, от эксцентричного музейного смотрителя до прыгучей болтушки с камерой Стрим-тян... Вас больше не разделяет экран компьютера. Вас разделяет лишь барная стойка. А это все равно что ничего. Она ведь даже позволяет поменяться местами с клиентом в крайнем случае, верно? Если клиент... то есть подруга... очень настаивает.

Стоит заметить, что VA-11 HALL-A - игра 100% 18+ рейтинга. Это честный и правильный киберпанк без прикрас, без изящно прикрытой вуалькой и замаскированной пикселями непристойности. То есть нет, графически здесь ничего такого не будет, не подумайте; но текстово - да. Посетители в баре не будут смущаться, обсуждая свою жизнь, в том числе сексуальную, во всех позах и видах; в числе ваших друзей будет очень милая Лилим-проститутка, которая не собирается стесняться своей профессии. Кстати, персонажей ЛГБТ-направленности в игре откровенно больше, чем гетеро, mind you. Конечно, еще будут разговоры про убийства и самоубийства, про взятки и подлоги, про перенос разума в компьютер, про этичность и самосознание ИИ... Будет все.

А еще внутри игры прячется настоящее сокровище. Не шучу. Это саундтрек. Он есть на рутрекере (у кого рутрекер прикрыт - качайте браузер TOR, если вы еще не), он есть на ютубе, он есть много где; в общем, в этой игре действительно потрясающая музыка. Несколько десятков замечательных треков без слов (как говорит Джилл, слова отвлекают ее от работы), под которые действительно замечательно можно трудиться, ехать в маршрутке, топать куда-нибудь по делам, да что угодно. Великолепная музыка, я серьезно. Послушайте, просто послушайте, хотя бы пару мелодий, начните с "Welcome to VA-11 HALL-A", дальше можно рандомно, не понравится - ну и пусть, но оно стоит того, чтобы хотя бы попробовать.

Создав VA-11 HALL-A, ребята из Венесуэлы сотворили крохотное чудо. История, сплетающаяся из множества других историй. История, где не будет спасения мира, пряток по заброшенным складам от отрядов механических убийц и флэшек с мега-ценной информацией - но будут полумрак, барная стойка, тихая мелодия из музыкального автомата и шаги очередного посетителя. "Добро пожаловать в Вальгаллу!". В конце концов, не всем удается спасти мир - но, возможно, зачастую мир и не нуждается в спасении. Возможно, зачастую миру важнее, чтобы в маленьком баре в не самой престижной части города кто-то подал кому-то коктейль со льдом и сказал пару теплых и нужных слов. А под стойкой в это время будет сидеть шиба-ину в солнечных очках и в гавайской рубашке.