Сначала не-спойлерное мнение.
(Что, кстати, очень сложно, как всегда в Данганронпе: все, что не напишешь - то спойлер, а промолчишь - так тем более... ну да ладно.)
В общем, наша любимая франшиза вернулась. Все, как всегда и как мы любим: класс, каждый ученик которого наделен определенным Ultimate-талантом, оказывается в некоторой... хм... закрытой локации, ничего не помня о предыдущих N днях, о ситуации "что я здесь делаю и кто все эти ребята" и о том, что творится вообще. Шестнадцать человек, один робо-медведь Монокума ("директор" этой "академии" ), одна игра на выживание, правила которой предельно ясны: им надо убивать друг друга, чтобы выбраться на свободу. После каждого убийства происходит "суд", на котором все выжившие пытаются определить, кто же убийца. Голосование определяет верно - убийца казнен, остальные живут дальше в закрытой академии... до следующего убийства. Но если голосование ошибется, то есть убийца скроет улики достаточно успешно, подставив кого-то еще вместо себя... то убийца получает свободу. А все остальные умирают. Это
Danganronpa V3: Killing Harmony!

Чтобы простимулировать участников игры, Монокума пользуется дополнительными средствами: например, обещает миллион денег наличными тому, кто победит. Или устанавливает жесткие границы: с этого момента и пока убийство не произойдет, еды никто не получит. Или шантажирует. Или... Вариантов много.
Про Ultimate-талант (или, как в более ранних переводах - Super High School Level талант). Каждый ученик этого невезучего класса обладает особым дарованием в какой-то весьма специфической области: супер-дупер повар, модельер, игрок в шахматы, фокусник, боксер... Он не лучший в мире, нет - но он лучший среди своей, скажем так, возрастной категории (поэтому и High School Level). И это делает игру еще интереснее: кто знает, как и когда "сыграет" этот талант в планировании убийства или в его разгадке?
Так было в двух предыдущих играх, так будет и теперь. Это то, чего мы ждали - и дождались.
Неспойлерный краткий обзорИгра делится на Daily Life (бродим по академии, общаемся с товарищами по несчастью), Deadly Life (расследование, сбор улик на месте преступлений; ну вы же понимали, что за убийствами при таких условиях дело не заржавеет?) и Class Trials (те самые суды). Те, кто любит серию Ace Attorney, почувствует себя на судах, как рыба в воде. Активнейшие споры и дебаты (где нам, конечно же, предстоит кричать OBJECTION... прошу прощения, другую фразу, но все равно), мини-игры, поиски ответов, выбор улик из целого вороха нужных и не очень вещей, выстраивание фактов в логической последовательности. И история, которая постепенно раскрывается - зачем кому-то понадобилось собирать кучку школьников в странном месте и заставлять их играть в эту жестокую игру...
То, что завоевало сердце многих игроков. И мое - еще тогда, на PSP, когда мне в лапы попала первая часть; и потом, когда появилась вторая - вдвойне.
Кто из нас не мечтал стать детективом?
Касательно мини-игр во время триалов: вместо Mind Dive у нас теперь Psycho Taxi, более медленная и медитативная версия того же самого; что кому нравится - вопрос вкуса. Добавили дебаты "группа против группы" - когда класс расколот надвое, и необходимо прийти к единому мнению, выстроив аргументы симметрично; пожалуй, любимая моя мини-игра (а какая в ней музыка!). Появилась игра "расчисти поле, чтобы появились три картинки, а потом кликни на нужной", чье название я никак не запомню, потому что она крайне бестолкова. А в "виселице", то есть Hanged Man, буквы теперь видны примерно долю секунды - тренируем память! Виселицу все как ненавидели, так и ненавидят, конечно; ибо сложность там не в выстраивании слова из букв, а в "угадай, что имел в виду автор". Арргх. Да, с плохим английским в Данганронпу играть не то что сложно - очень сложно, имейте в виду.
Единственно что - порт на PC не самый удачный, полноэкранная версия подглючивает явно, а потом вообще отказывается запускаться, выбрасывая в окно. Да нет, не в то окно!.. Кто-то заигрался. Простите. Судя по отзывам в стиме, могут путаться кнопки A и S при игре на клавиатуре. Надеемся на патч.Мнение после прохождения игры, предельно спойлерное, ибо затрагивает концовкуТолько (нет, к порту это не имеет никакого отношения), если две первые части я могу порекомендовать без вопросов и полумер (зато с восторженным писком на заднем плане, еще и что-нибудь из моих любимых саундтреков включу - например, Climactic Return или New World Order) - то с третьей могут возникнуть сложности. И вот это как раз весьма сложно объяснить без спойлеров. Невозможно практически. Поэтому далее - спойлеры, максимально возможные спойлеры, предупреждаю сразу.
СПОЙЛЕРЫ ДАЛЕЕ СПОЙЛЕРЫ НА СВОЙ СТРАХ И РИСК ВАС ПРЕДУПРЕЖДАЛИ ПОСЛЕДУЮЩУЮ СТЕНУ ТЕКСТА ОХРАНЯЮТ ВООРУЖЕННЫЕ МОНОКУМЫ
***
**
*

Очень большая разница между "персонаж интересный" и "персонаж-клише-такого-уровня-что-ниже-только-Марианская-впадина-и-обрыв-в-никуда". Не берем protagonist и decoy protagonist: нам в них предстоит вживаться, им положено быть чуточку туда, чуточку сюда, быть максимально типичными и не выделяться на фоне. Хотя Каэде как раз выделяется, кстати, очень харизматичная девочка; и при этом нельзя не вспомнить Хинату, который в финале второй выделялся ЕЩЕ КАК. Ладно. Но помимо протагонистов... блин. Кокичи тянет на себе практически всю сюжетную линию, бедолага. (Где-то на галерке явственно слышны аплодисменты болеющего Нагито.) Еще замечателен Кибо, ну, он не подвел - я с самого первого арта возлагала на него самые большие надежды. Кийо. Энджи. Рёма. Миу? Отметила бы Рантаро, но, вы же понимаете. Увы.

Остальные здесь как будто для массовки. Причем ладно бы для массовки, этим страдали и предыдущие игры; но двоих из них нам пропихивают в лучшие-друзья-главгероя и сложные характеры. Окститесь, какие характеры, верните мне Каэде или дайте противостояние Кокичи\ГГ во всю ширь а-ля вторая часть. Кайто мне к середине игры уже хотелось убить самой - настолько он раздражал.

Если бы он оказался мастермайндом или хотя бы убийцей... НО НЕТ НАДЕЖДЫ ТЩЕТНЫ SO TYPICAL LAWFUL SILLY GOOD IT HURTS MY BRAIN. И Маки к нему в комплект; при том, что ее тайна очевидна через полчаса игры (Киригири с галерки не одобряет), а после того, как она раскрыта, все ее мотивы еще очевиднее. Ну и бэкстори. Она настолько типовая. То есть я понимаю, что здешние типовые бэкстори очевидны... хм... с умыслом, но все равно. Не настолько. И эти ребята предлагаются нам в компаньоны? Нагито таким не был. Киригири такой не была. Бьякуя таким не был. Можно я запрусь в комнате и стану Ultimate Hikikomori, чтобы выходить только во время расследований и триалов?
Про сами расследования ничего говорить не буду, это Danganronpa, которую мы все любим (хотя была, была довольно очевидная загадка в четвертом деле и "да додумайтесь вы до этого уже!" ); с другой стороны, сама обстановка четвертого дела настолько потрясающа, что это легко простить. И все остальные дела - они хороши без вопросов и полумер.
Наконец, про финал. На самом деле, если бы не финал, к черту все остальное: это Данганронпа, она вернулась, ради нее я все лето уворачивалась от спойлеров, как неумелый пианист от помидоров, здесь расследования, здесь наш прекрасный и убийственный класс, здесь любая паркетина под ногами может обернуться смертельной ловушкой, чего еще желать.
Но...
Доиграв, я немедленно полезла в стим, чтобы убедиться, что я не одна такая. Не одна. Восторженные отзывы - от тех, кто прошел первую главу и впечатлен-по-самые-уши или сейчас примерно в середине. От тех, кто игру закончил - отзывы другие. Шокированные. Удивленные. Огорченные. Странные.

Я... я не знаю. Я понимаю. Наверное. Если создатели игры хотели вызвать отчаяние, если они хотели показать, что на одной голой надежде никуда не уедешь (иначе будет у нас опять двадцать пять за рыбу деньги и Нагито-стайл), если они хотели поставить перед аудиторией кривое зеркало - то да, у них получилось. И я не виню их за кривое зеркало. Наверное, мы в чем-то это заслужили. Everybody loves high school killing games, right? Riiight? И это - это было хорошо, без полумер.
Но это можно было сделать без отсылок к предыдущим частям франшизы. Это можно было сделать без стеба над тем, что мы так любили и любим. Даже с Джунко, допустим, хорошо, потому что куда уж без Джунко, даже с Hope's Peak Academy и всем сопутствующим... но без кривляния с остальными героями, потому что это был перебор. И без низведения надежды - ну да, hope vs despair - до уровня "зрители просто хотят продолжения". Это, опять-таки, просто нечестно.
Хороший ход был в финале с Кибо, после Bad End, и я, грешным делом, подумала, что автор поймет-таки нас, глупых геймеров, и мы сыграем-таки на одной стороне - как в Nier Automata, как в OneShot, как в Pony Island, как в Ever17, как - периодически - в первой и второй части франшизы; как много раз до этого, когда четвертая стена в играх ломалась лишь для того, чтобы мы встали рядом с персонажами и помогли им... Но нет. Здесь сценаристы явно и четко противостоят игрокам, говоря: вам нравятся игры на выживание, ВАМ ДОЛЖНО БЫТЬ СТЫДНО. Вы болеете за надежду, ЭТО ЛИШЬ РАДИ ПРОДОЛЖЕНИЯ СЕРИАЛА. Отключите ваши стримы, ютубы, мониторы, идите на улицу, оставьте нас-разработчиков в покое, нам надоело, мы больше не станем делать игры серии. Баста, карапузики.

Зачем?
Лишь для того, чтобы закончить Danganronpa-франшизу официально и без надежды на продолжение?
Но что мешало сделать это без третьей части? Мы бы поняли. История Hope's Peak, ее студентов и ее игр на выживание завершена, и об этом уже сообщили раньше. Зачем - вот так?
Мы сражались вместе. Мы думали вместе. Мы отчаивались вместе и надеялись вместе. Первая и вторая часть, вместе со всеми сопутствующими аниме-поддержками, навеки в наших сердцах.
Maybe I just want to be an Ultimate Hope Robot.
Спойлерную часть отзыва я читать не стал, но рад знать, что серия жива и здорова. Поскольку я никогда не притрагивался к Ace Attorney из-за ее отсутствия на ПК, в свое время первая Данганронпа была в новинку и при этом произвела изрядное впечатление. Печально, правда, если порт действительно неудачный.
Хотя, кстати, на ПК Danganronpa - не единственный представитель жанра, как оказалось. Есть к примеру еще весьма занимательная Aviary Attorney - также детектив с судебными заседаниями, в котором мы играем за адвоката, в занятных декорациях... Скажем так, сеттинг представляет собой времена второй Французской Революции, если бы таковая разворачивалась в мире Зоотопии. Или "если бы Феникс Райт и правд был птицей".
Aviary Attorney у меня есть в стиме, все планирую поиграть. Во славу Hatoful Boyfriend, заставившую взглянуть на голубей по-другому %) Арты там замечательные, даже по скриншотам видно.
лично я от концовки смеялась так, что у меня болел живот, а потом смеялась, разбираясь в комментариях, полных баттхерта и угроз убить кодаку. но потом все успокоились
и стали скупать мерч.хрен знает, что там будет с фактическим продолжением серии, но ведь даже второй игры в приницпе не должно было быть. серия выросла только потому, что первая часть имела такой успех. не будет новой данганронпы – ну, это вполне логичный исход, особенно если учесть, что команда, которая работала над V3, сейчас работает над совершенно новой игрой. будет новая данганронпа – тоже ничего, особенно если учесть, что материала покрыть можно еще ого сколько до непосредственно V3 или вообще сделать спинофф типа UDG.
спойлерстайм
Вы почти слово в слово описали мои ощущения и впечатления - и от игры и от концовки игры особенно. Даже сомнения вроде: "Ну, наверное, мы чем-то это заслужили, да?". Большое вам спасибо за отзыв, стало легче, что я не одинока
И - аллилуйя, не мне одной не понравился Момота. Американская часть фэндома от него в восторге, так что я уже привыкла к тому, что я - белая ворона.
Я смотрела отрицательные отзывы в стиме, и они в основном действительно в духе "играл, нравилось\было ок\более-менее, но дошел до последнего дела и WHY SPIKE CHUNSOFT". Положительных больше, потому что положительные пишут, пройдя одно-два дела. Пройдя одно-два, я и сама была готова писать позитивный отзыв х_х А Момота ужасен. Не знаю, чему там нравиться, особенно на фоне Кокичи или Нагито\Чиаки\Бьякуи\Киригири из прошлых частей, которые были гораздо интереснее и многограннее.
Парадоксально, но факт - на том же реддите, где сидит немаленькая часть западного фэндома, составили личный рейтинг симпатий, и Момота там выше Омы (правда, Ома на втором месте, но как, как Момота вообще может нравиться больше, чем Ома, в какой вселенной это возможно?..).
Вот, как бы, да. Если попытаться сравнить народных любимцев из прошлых частей с Момотой, то никакой конкуренции нет и быть не может.
Меня в принципе очень "спутники" разочаровали - и Момота, и
ХарумакиХарукава. Ещё сильнее напрягало то, что, в отличие от прошлых частей, их игроку форсили в друзья. Раньше так не былоО тяжёлой судьбе Харукавы нам рассказывают насильно (как минимум одного ивента невозможно избежать, она там о прошлом в детдоме рассказывает). Мне, игроку, если честно, не слишком-то хотелось что-то о ней знать, то, что мне неоднократно предлагали восхититься тем, какая же она на самом деле хорошая и пожалеть её, не помогло.
ИМХО, если то, что произошло в пятой главе и можно назвать чьим-то геройством (оу, пятая глава, почти такая же боль, как шестая...), то герой там Ома. Момота даже жаловался, что, мол: "Он меня шантажировал, и поэтому я согласился". И, что ещё сильнее удручает, Ома умер напрасно. Вообще, не вмешайся с бойким: "А вот и я!", - и арбалетом в руках Харукава, всё могло бы повернуться иначе. Ещё один повод лично для меня не любить Харукаву.